ГП "Дорожная карта бизнеса"

Краткий отчет по итогам работы фонда «Даму» по Актюбинской области.
Наиболее популярной программой поддержки предпринимателей региона остается Единая программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020»
В рамках «ДКБ 2020» с начала текущего года по состоянию на 1 апреля 2016 года банками второго уровня одобрено 18 проектов по субсидированию процентной ставки по кредиту на сумму 1,6 млрд.тенге. Всего с 2011 года одобрено 576 проектов по субсидированию на 63,0млрд.тенге.
В 2016 году подписано 34 договора субсидирования на сумму 3,0млрд.тенге, всего с 2011 года подписано 510 договоров на 55,3млрд.тенге.
По гарантированию с начала года одобрено 13 проектов на сумму кредита 0,3 млрд.тенге, сумма гарантии 0,096 млрд.тенге, всего с 2011 года одобрено 152 проекта на сумму кредита 5,1 млрд.тенге, сумма гарантии 2,1 млдр.тенге.
С начала года подписано 14 договоров гарантирования на 0,2 млрд.тенге, всего с 2011 года – 118 договоров гарантирования на 3,7 млрд.тенге. Выдано 30 грантов с 2011 года на общую сумму в 0,1 млрд.тенге.
По нефинансовым программам в Центре обслуживания предпринимателей с начала года обслужено 3353 человека, всего с начала работы ЦОПа сюда обратилось за поддержкой около 14 тысяч человек.
С начала года в ЦОПеобучение по проекту «Поддержка открытия нового бизнеса» прошло 60 человек, по проекту «Поддержка предпринимательской инициативы студенческой молодежи»- 25 студентов.
Всего с 2011 году обучение по проекту «Деловые связи» прошло 133 предприниматель, по проекту обучение топ-менеджмента – 75 человек, стажировку за рубежом прошли 25 предпринимателей, по проекту «Старшие сеньоры» было приглашено в область 8 консультантов из за рубежа, школу молодого предпринимателя окончили 60 человек, консультации мобильного центра поддержки предпринимательства получили около полутора тысяч человек.
Программа «Дорожная карта бизнеса 2020» (далее – Программа) – это один из механизмов реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. Меры, которые в ней предусмотрены, успешно используются во многих странах мира. Это субсидирование части процентных ставок и предоставление частичной гарантии по кредитам, развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры, сервисная поддержка, обучение и налоговые льготы, создание социальных рабочих мест и другое. Опыт их применения есть и в Казахстане. Однако, впервые эти меры принимаются комплексно, а на их реализацию запланировано финансирование из республиканского бюджета на десятилетнюю перспективу.
Программа реализуется по четырем направлениям:
Поддержка новых бизнес-инициатив;
Оздоровление предпринимательского сектора;
Снижение валютных рисков предпринимателей;
Усиление предпринимательского потенциала.
1. Первое направление реализации Программы предусматривает оказание государственной поддержки при реализации проектов в несырьевых секторах экономики в соответствии с приоритетами Государственной программы.
Государственная поддержка в рамках первого направления реализации Программы заключается:
1) в субсидировании части процентной ставки по кредитам Банков для реализации проектов;
2) в частичном гарантировании по кредитам Банков, направленным на реализацию проектов;
3) в развитии производственной (индустриальной) инфраструктуры.
Субсидирование ставки вознаграждения банка осуществляется по новым кредитам, выдаваемым для реализации новых инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на модернизацию и расширение производства.
Сумма кредита, по которому осуществляется субсидирование процентной ставки, не может превышать 4,5 млрд. тенге для одного заемщика.
Срок субсидирования составляет от 1 года до 3 лет с возможностью дальнейшей пролонгацией до 10 лет.
Заявитель должен обеспечить участие в реализации проекта собственных средств не ниже 15 % от общей стоимости реализации проекта.
Субсидируются кредиты с номинальной ставкой не более 14% годовых, из которых не более 7% оплачивает Предприниматель, а 7% компенсирует государство. В случаях если номинальная ставка вознаграждения по кредиту ниже, чем 14% годовых, то 7% компенсирует государство, а разницу оплачивает Предприниматель.
Участниками первого направления Программы могут быть предприниматели, реализующие и (или) планирующие реализовать инвестиционные проекты в приоритетных секторах экономики.
Механизм субсидирования процентной ставки
1. Предприниматель обращается в Банк.
2. Банк проводит оценку финансово-экономической эффективности проекта и, в случае положительного решения, направляет уведомление Предпринимателю о готовности кредитовать проект.
3. Предприниматель с положительным решением Банка обращается в Управление предпринимательства и промышленности (Акимат), который выносит данный проект на рассмотрение Регионального Координационного Совета (РКС).
4. РКС рассматривает проект на соответствие критериям Программы и принимает решение по возможности (или невозможности) субсидирования. Решение РКС оформляется соответствующим протоколом.
5. Акимат направляет перечень проектов, одобренных РКС к субсидированию, в Банк и в Фонд «Даму» (Фонд).
6. Акимат все проекты, рассматривавшиеся на РКС, также направляет в Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ). МЭРТ в случае несоответствия проекта критериям программы имеет право приостановить решение РКС до заключения договора субсидирования.
7. По проектам, имеющим положительное решение Банков - по кредитованию и РКС - по субсидированию, Банком, Предпринимателем и Фондом заключается договор субсидирования.
Гарантия предоставляется только по кредитам, выдаваемым для реализации новых проектов, а также по реализуемым проектам, направленным на модернизацию и расширение производства.
Сумма кредита, по которому осуществляется гарантирование, не может превышать 4,5 млрд. тенге для одного заемщика.
Размер гарантии не может быть выше 50 % от суммы кредита.
Для предпринимателей гарантия предоставляется бесплатно.
Максимальный срок кредита, по которому выдается гарантия, не может превышать 10 лет.
Гарантирование не может осуществляться по кредитам, выдаваемым на пополнение оборотных средств, за исключением случаев, когда финансирование оборотных средств осуществляется в рамках кредита на приобретение и/или модернизацию основных средств, но не более 20% от суммы кредита.
Заявитель должен обеспечить участие в реализации проекта собственных средств не ниже 15% от общей стоимости реализации проекта.
Ставка вознаграждения банков, по кредитам, по которым осуществляется гарантирование, не может быть выше 14% годовых.
Механизм предоставления гарантии
1. Предприниматель обращается в Банк.
2. Банк проводит экспертизу проекта и на основе представленного заявителем заключения об оценке залогового имущества, проводит оценку залоговой стоимости обеспечения Предпринимателя, после чего принимает решение о финансировании, либо отказе в финансировании проекта.
В случае принятия Банком положительного решения по финансированию проекта, Банк предоставляет Предпринимателю письмо с указанием расчета необходимого размера гарантии, исходя из суммы запрашиваемого займа.
3. Предприниматель обращается с заявлением в Управление предпринимательства и промышленности (Акимат) с приложением письма Банка с расчетом необходимого размера гарантии.
4. Акимат выносит проект на рассмотрение Регионального Координационного Совета (РКС).
5. РКС рассматривает проекты на соответствие критериям Программы в соответствии с приоритетами региона, и принимает решение о возможности (или невозможности) гарантирования. Решение РКС оформляется соответствующим протоколом.
6. Акимат направляет протокол РКС по (одобренным/отклоненным) проектам в Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ).
7. Акимат направляет протокол РКС Фонду «Даму» (Фонд), в Банк и Предпринимателю.
8.МЭРТ осуществляет рассмотрение протокола РКС по (одобренным/отклоненным) проектам и согласовывает решение РКС. Результат согласования направляет в Акимат, Фонду и в Банк.
9.Банк, после получения протокола РКС с Акимата, направляет Фонду необходимые документы для принятия решения о предоставлении гарантии.
10. В случае принятия Фондом положительного решения о предоставлении гарантии и получения письма о согласовании решения РКС от МЭРТ Фонд направляет предгарантийное письмо в Банк.
11. После заключения между Банком и Предпринимателем кредитного договора, Банк, Фонд и Предприниматель подписывают договор гарантии.
Развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры будет заключаться в подведении недостающей инфраструктуры и может осуществляться для проектов, направленных на модернизацию и расширение производств, как для отдельных проектов индивидуально, так и в рамках организации промышленных площадок.
Выделение средств может быть направлено только на строительство и реконструкцию следующей инфраструктуры: дороги, водоотведение, газификация, водоводы, пароводы, теплоснабжение, строительство и реконструкция котельных для промышленных площадок, водопроводы, железнодорожные тупики, телефонизацию, электрические подстанции, линии электропередач.
Стоимость строительства (реконструкции) инфраструктуры не должна превышать 50% от стоимости проекта в случае подведения инфраструктуры для отдельного проекта.
Механизм оказания поддержки по развитию производственной(индустриальной) инфраструктуры
1. Предприниматель обращается координатору Программы на местном уровне с заявкой об обеспечении проекта производственной (индустриальной) инфраструктурой, включающей обоснование необходимости подведения или улучшения инфраструктуры. 2. Отобранный перечень заявок, сформированный координатором Программы на местном уровне, выносится на РКС.
3. РКС принимает решения о возможности (или невозможности) финансирования строительства или реконструкции производственной (индустриальной) инфраструктуры. 4. Решения РКС согласовываются с уполномоченным органом на предмет соответствия критериям Программы и направляются координатору Программы на местном уровне на исполнение.
5. Строительство или реконструкция производственной (индустриальной) инфраструктуры осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
2. Второе направление «Оздоровление предпринимательского сектора»
В годы экономического подъема многие компании брали большие кредиты на развитие производства, рассчитывая на рост выручки. Но во время кризиса выручка предприятий снизилась, и сегодня многие из них испытывают затруднения со своевременным и полным погашением своих обязательств перед Банком. Тем компаниям, которые имеют ясные перспективы развития, государство намерено помочь, взяв на себя выплату части ставки вознаграждения по кредиту.
В рамках второго направления может оказываться следующая поддержка:
1) субсидирование Должнику части процентной ставки по уже имеющимся кредитам Банков (на момент одобрения) и на новую задолженность в рамках одной кредитной линии, которая возникает после одобрения проекта;
2) рассмотрение вопроса о предоставлении Должнику отсрочки по погашению налоговой задолженности в бюджет (кроме индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты) без начисления пени;
3) другие мероприятия по оздоровлению предприятий в рамках Плана финансово-экономического оздоровления, в том числе по задолженности перед внутренними кредиторами по облигациям, размещенным на Казахстанской фондовой бирже.
Сумма кредита, по которому осуществляется субсидирование процентной ставки, не может превышать 3 млрд. тенге для одного должника.
Если сумма кредита должника превышает 4,5 млрд. тенге, решение об его участии во втором направлении реализации Программы принимается Государственной комиссией.
Срок субсидирования не может превышать 3 года;
Субсидирование процентной ставки может осуществляться только по кредитам, по которым банки снижают ставку вознаграждения до 12%, из которых 7% оплачивает должник, а 5% - компенсирует государство.
Участниками второго направления Программы могут быть предприниматели, работающие в приоритетных секторах экономики. Согласно внесенным изменениям и дополнениям в Программу юридические лица, имеющие действующие кредиты, направленные на строительство и функционирование торговых сетей также могут быть участниками Программы. Однако, чтобы получить субсидию Должник должен соответствовать условиям поддержки казахстанских производителей, определенным Программой.
Заявку на участие во втором направлении реализации Программы Должник может подать и в 2010-2011 годах.
3. Третье направление «Снижение валютных рисков предпринимателей»
В рамках третьего направления Программы будет оказана государственная поддержка предпринимателям, имеющим валютную выручку, в виде субсидирования части процентной ставки по имеющим на дату кредитам в национальной и/или иностранной валюте.
Субсидирование может осуществляться по кредитам, выданным на приобретение и/или модернизацию основных средств и/или расширение производства и/или пополнение оборотных средств.
Сумма кредита (тов), по которому (рым) осуществляется субсидирование процентной ставки, не может превышать 4,5 млрд. тенге для одного заемщика.
Срок субсидирования составляет от 1 года до 3 лет с возможностью дальнейшей пролонгацией до 10 лет.
Ставка вознаграждения банков, участников Программы, не может быть выше 14%. При этом предприниматель будет выплачивать 6%, а государство компенсировать 8%.
Механизм реализации третьего направления
1. Предприниматель обращается в Управление предпринимательства и промышленности Актюбинской области (Акимат) с заявлением на субсидирование ставки вознаграждения Банка, с приложением информации и документов, подтверждающих наличие валютной выручки в размере не менее 10 % от общего объема денежной выручки за соответствующий финансовый год;
2. Акимат выносит на рассмотрение Регионального координационного совета (РКС) списки предпринимателей подавших заявление на субсидирование;
3. РКС принимает решение по возможности (невозможности) субсидирования ставки вознаграждения по кредитам предпринимателей;
4. Все проекты, рассматривавшиеся на РКС, направляются в Министерство экономического развития и торговли РК (МЭРТ). В случае несоответствия проекта критериям программы МЭРТ имеет право приостановить решение РКС до заключения договора субсидирования;
5. По проектам, имеющим положительное решение РКС - по субсидированию, между Банком, предпринимателем и Фондом «Даму» заключается договор субсидирования, в рамках которого Фонд «Даму» и предприниматель выплачивают Банку соответствующие части ставки вознаграждения.
4. Четвертое направление «Усиление предпринимательского потенциала»
Принимая во внимание необходимость повышения образовательного уровня предпринимателей и внедрения современных моделей ведения бизнеса в 2011 году в Программу «Дорожная карта бизнеса -2020» включено новое четвертое направление «Усиление предпринимательского потенциала», которое включает в себя:
4.1. Проект «Бизнес-Советник»
Проект «Бизнес-Советник» реализовывается Фондом «Даму» и включает в себя обучение потенциальных и начинающих предпринимателей по созданию собственного бизнеса, маркетингу, управлению человеческими ресурсами, юридическим основам ведения бизнеса, финансам и налогообложению. Обучение предоставляется во всех районах области на бесплатной основе.
В процессе краткосрочного обучения предпринимателям будут предоставляться учебные материалы по основам предпринимательства, стандартные пакеты документов, включающие учредительные документы, типовые бизнес-планы, технико-экономические обоснования, документы на получение кредита, а также отчеты маркетинговых исследований по отрасли.
Стандартные пакеты документов будут предоставляться предпринимателям на бумажных и электронных носителях, как в ходе обучения в рамках проекта «Бизнес-Советник», так и на индивидуальной основе по запросу предпринимателей.
График проведения обучающих курсов размещается на сайтах Фонда «Даму» по адресу: www.damu.kz, www.dkb2020.kz, график также публикуется в региональных средствах массовой информации. Обучение курсы проводятся в помещениях, предоставляемых местными акиматами.
Сервисная поддержка ведения действующего бизнеса
В рамках Программы предусмотрено оказание субъектам малого предпринимательства сервисной поддержки, направленной на совершенствование системы управления предприятием в целях повышения его эффективности.
В частности, предоставляются услуги по ведению бухгалтерского и налогового учетов, составлению отчетности; составлению статистической отчетности; услуги по таможенным процедурам. Кроме того, предприниматели смогут получить консультацию по внедрению систем менеджмента качества, юридические консультации, консультации по вопросам маркетинга. Также осуществляется обслуживание в сфере информационных технологий. Для предпринимателей специализированные услуги предоставляются бесплатно, за счет государства.
Сервисная поддержка будет предоставляться субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных секторах экономики. Для получения данных услуг, заявки предпринимателями подаются в Управление предпринимательства и промышленности Актюбинской области.
Проект «Обучение топ-менеджмента малого и среднего бизнеса»
В рамках реализации четвертого направления «Усиление предпринимательского потенциала» Программы Акционерным обществом «Назарбаев Университет» осуществляется обучение топ-менеджмента малого и среднего бизнеса, направленное на внедрение новых моделей построения успешного бизнеса, развитие навыков эффективного управления действующим предприятием и решение стратегических и тактических бизнес-задач с привлечением иностранных обучающих центров.
Участником Программы могут стать руководители высшего и среднего звена предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющие деятельность в приоритетных секторах экономики.
По окончании обучения предприниматели на местах разрабатывают бизнес-планы. В дальнейшем предприниматели могут подавать бизнес-планы на участие в стажировке по Проекту «Деловые связи».
Механизм обучения
Заявку на обучение необходимо подать в Акимат (Управление предпринимательства и промышленности), который производит отбор, формирует списки участников и предоставляет их на рассмотрение Рабочей группы.
Рабочая группа осуществляется окончательное рассмотрение и одобрение сводных заявок.
МЭРТ информирует акиматы о принятом решении Рабочей группы. Акимат уже уведомляет Заявителей о включении в состав участников Программы обучения.
Проект «Деловые связи»
Проект «Деловые связи» направлен на поддержку модернизации производств за счет установления деловых связей с иностранными партнерами при поддержке международных и зарубежных организаций. Данный проект состоит из двух этапов. На первом этапе обучение осуществляется внутри страны. Участники пройдут бизнес-тренинги, в ходе которых получат навыки и знания, необходимые для разработки бизнес-планов развития их предприятия под руководством иностранных и отечественных бизнес-тренеров. Авторы лучших бизнес-планов могут принять участие во втором этапе Проекта. На втором этапе для предпринимателей будут организованы бизнес – стажировки на зарубежных предприятиях аналогичного профиля.
Участниками Проекта могут стать руководители высшего и среднего звена предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющие деятельность в приоритетных секторах экономики.
Механизм реализации проекта «Деловые связи»
Участники подает заявку в акимат (Управление предпринимательства и промышленности) или объединение субъектов частного предпринимательства. Форма заявки размещается на сайтах: Программы (www.dkb2020.kz), Фонда «Даму» (www.damu.kz), а также предоставляется акиматами.
Акиматы или объединения субъектов частного предпринимательства рассматривает, и отбирают заявки, формируют списки участников и направляют его в МЭРТ.
МЭРТ совместно с Международными и зарубежными организациями (далее – МЗО) и Фондом «Даму» в течение одного месяца разрабатывают программу обучения и организуют бизнес-тренинги для участников Проекта, в рамках которого участники проекта разрабатывает бизнес-планы развития своего предприятия.
После окончания бизнес-тренингов участники проекта, желающие продолжить участие в Проекте, в течение одного месяца дорабатывают свои бизнес-планы непосредственно на предприятии, и предоставляют доработанные бизнес-планы в Фонд «Даму», а также в МЗО для участия во втором этапе Проекта.